воскресенье, 22 мая 2016 г.

Метаморфозы "кроссовера" 1984-87: deathcore, speedcore и т.д.


Спасибо Никите Д. из Беларуси за археологическую помощь и дополнения.

Решил набросать ликбез по раннему кроссоверу (то есть, синтезу хардкорпанка и метала), чтобы развеять заблуждения, распространённые в современной "металлической" субкультуре, и немного утрясти ту информацию, которая много где разбросана, но нигде не зафиксирована. К сожалению, некоторая часть метал-субкультуры истинно верует в то, что термин "трэш метал" придумали с нуля металлисты, и считает, что выдумки с википедии типа "популярность трэш метала возросла в 1984 году" обозначают, что этот термин в те дни уже существовал. Однако, подобные мифы легко опровергаются старыми флаерами, зинами и даже глянцевыми журналами уровня Metal Hammer. 
Помимо всего прочего, эти люди, смотрящие на панк свысока, порой ничего не желают слышать про влияние панка на возникновение трэш метала. Иногда они просто закрывают глаза на тот факт, что в середине 80ых, в период становления этого самого трэш метала, сия новая субкультура тесно пересекалась с миром панк-рока, а сами же термины "thrash" и "thrasher" в начале 80ых относились только к скоростному хардкорпанку [см. сборник "New York Thrash" (1982)]. В целом, в 1984-86 годах панк- и метал-тусовки взаимно влияли друга на друга, и в какой-то момент слово "трэш", заимствованное металлистами из панка, стало неким общим знаменателем для двух субкультур, а "панк" и "метал" были просто числителями. Металлические зины тех лет посвящали немало страниц хардкору, да и совместные выступления хардкор- и метал-групп не были редким явлением, поэтому неудивительно, что на этом фоне вскоре начали зарождаться новые стили, в которых уже не было чётких границ между жанрами. Участники таких групп не были ни панками, ни металлистами, а представляли из себя этакую смесь и того, и другого, и то же самое можно было сказать про их музыку: она  удовлетворяла вкусы обоих лагерей. Отдельного упоминания заслуживает новоорлеанская сцена, где панки и металлисты в период 1985-87 изначально были в одной тусовке и бегали из группы в группу, играя то хардкор, то трэш метал, то кроссовер. Конечно, не все металлисты и панки приветствовали такой симбиоз, но в данном случае речь не о них.

1984-85.
В это время ещё не было никакого трэш метала как стиля, а те группы, которые позже стали им называть, считались спид металом. Но под влиянием Discharge, американского трэша типа DRI и Corrosion of Conformity, а также раннего европейского трэша в духе Anti-Cimex и Mob 47 [см. сборник "I Thrash, Therefore I Am" (1985)]. некоторая часть спид метал-групп стала заметно утяжеляться и их звучание постепенно обрело новую, более агрессивную форму, которая к 87му году превратилась в отдельный стиль, получивший название трэш метал. Но в период 1984-85 новый вид спид метала называли в основном death metal'ом, и этот death metal порой не имел никакого отношения к будущему одноимённому стилю, то есть на прото-death не тянул. В Метал Хаммере за 85ый год вы не найдёте никаких упоминаний стиля "трэш метал"; в Kerrang это словосочетание один раз мелькнуло в 84ом, но на новый термин не претендовало. Редкие описания типа "thrashing death metal" или "thrashing speed metal" тоже не имели отношения к ещё несуществующему термину "трэш метал", а всего лишь обозначали высокую/"молотящую" скорость исполнения. Про Slayer писали в 85ом, что это "best death metal band"; Destruction в 84ом называли так же. Впрочем, сами Kreator уже в интервью конца 85го говорили, что играют трэш метал, однако термин был ещё не слишком популярен, и стиль подобных групп ещё в течение пары лет нередко называли дэт металом. По сути, на период 1984 на популяризацию термина "death metal" в сравнительно широких кругах повлиял одноимённый сборник от Noise Records, где к экстремальному металлу можно приписать разве что Hellhammer. Вероятнее всего, это первый метал-релиз, где термин death metal использовался официально (читай – первое появление термина не на кассетных демо и не в зинах).
В целом, все эти новоявленные "дэт-металисты" активно слушали хардкор (чем сильно отличались от металлистов предыдущих поколений, презирающих и даже ненавидящих панк), а те хардкорщики, которых они слушали, сами любили новый вид метала, и в итоге на стыке этого быстро появились новые группы, стилистику которых в 85ом году назвали deathcore (он же "death metal hardcore"). Параллельно имел хождение и термин speedcore (speed metal + hardcore), относящийся не только к тем же самым группам (Cryptic Slaughter, NYC Mayhem, FCDN Tormentor, Wehrmacht, Haggath и так далее), но так же и к скоростному хардкору типа Raw Power и прихардкоренному канадскому металу типа Dark Legion и Alazif. Про тех же Corrosion of Conformity в Метал Хаммере 1985-го года писали, что это hardcore/speed, а на концертных флаерах NYC Mayhem использовалась связка "deathcore thrashers". В общем, оба термина - deathcore и speedcore – в этот период были почти омонимами и хорошо дополняли друг друга.
В связи со всем этим очень интересно листать зины за 1985ый год. Так, югославский англоязычный зин "Death Speaks" имел подзаголовок "death metal fanzine", но при этом печатал материалы про Tankard, Kreator, Iron Angel, французских Viper и… разный хардкорпанк (в разделе "Yugoslavian death attack" написано только про местный хардкор). Очевидно, что слово "death" в данном случае просто намекало на некую экстремальность/брутальность звука, а сочетание "death metal" в те годы редко имело отношение к одноимённому стилю и его прото-образцам. Примерно также обстояло дело и со словами "thrash" и "thrashing", мелькающими в металлических зинах ещё в 84ом. К примеру, американский зин Metallic Thrash, несмотря на своё название, писал не только о новом быстром метале, но и об устаревающем хэви (чего в поздних трэш-зинах уже не наблюдалось, так как новая трэш-субкультура обособилась от ранних субстилей метала). Слово "thrash" на его страницах употреблялось в основном в редких обзорах/интервью про панк-группы, зато часто мелькало слово "thrashing", что говорило скорее об энергетике нового стиля, чем намекало на то, что это производное от термина "thrash metal". Другая подобная ошибка связана с разными значениями слова "хардкор". Так, в интервью 85го года Dark Angel говорят, что играют hardcore speed metal, а в немецких зинах и даже в Метал Хаммере называют хардкором Destruction. В данном случае, безусловно, имеется в виду не музыкальный стиль хардкор, а некий усиливающий эпитет со смысловым значением типа "жёсткий". В общем, читая старые журналы, не стоит забывать про несколько значений у слов "thrash" и "hardcore" и уметь различать их на фоне разных контекстов.
Примечательно, что в этом же году, когда Чак Шульдинер из группы Death, чья стилистика в то время преподносилась как "corpse grinding death metal", переехал в Сан-Франциско и набрал там новый состав, кроме него в группе участвовали два панка: барабанщик DRI Эрик Брехт и басист Эрик Мид. С ними было записано одно демо, которое местами звучит как тот самый deathcore/speedcore. Вот интересное интервью с Эриком Мидом про тот период: http://truepunkmetal.blogspot.com/2016/02/a-conversation-with-erik-meade-bassist.html
А вот что писал один коллекционер старого кроссовера несколько лет назад: "В американских фэнзинах середины 80-х можно было встретить такую байку (не берусь судить, насколько это правда), что при посещении группой Slayer Нью-Йорка в 1985-ом им довелось не то увидеть, не то выступить с NYC Mayhem. Услышанное и увиденное настолько потрясло калифорнийских убийц, что они в срочном порядке взялись за сочинение адекватного материала, то бишь "Reign in Blood", дабы не прослыть банальной хард-рок группой. Информация про Slayer поступила ко мне из окружения Денни Лилкера в своё время. Уж не знаю, насколько это правдивая инфа, но Майхемы в 1985-ом звучали явно мощнее и яростнее".

1986.
Термин "трэш метал" с каждым месяцем становился всё весомее. В то же время ещё в начале 86го была сильная путаница между терминами speed metal и thrash metal, поскольку не все ещё переориентировались на новый ярлык, к тому же многие группы меняли стилистику от альбома к альбому, подстраиваясь под новые жанровые тренды. Те же Slayer, которых в связи с "Reign In Blood" раскручивали как thrash metal-группу, в интервью за апрель 86го говорили, что speed и thrash – это одно и то же ("It's both the same. It's both fast. Thrash is speed and speed is thrash"). В том же интервью их спросили, как вообще зародился спид метал, и Том Арайя ответил, что скорее всего в этом замешаны бывшие панки, отрастившие волосы и пожелавшие скрестить тяжесть Black Sabbath со скоростями панк-рока, что в итоге и создало новый стиль, который можно называть и спидом, и трэшем.
Но несмотря на популярность нового ярлыка, термин death metal по отношении к новоявленному трэш металу использовался в 86ом очень активно. Таким образом, в какой-то момент времени спид метал, трэш метал и дэт метал (то есть, суровый скоростной метал с лёгкими хардкор-влияниями) были взаимозаменяемыми терминами, и чётких границ между этими ярлыками к середине 86го ещё не существовало. Забавно, что в этом году термин "speedcore" был использован в названии немецкого сборника "US Speedcore Invasion", таким образом перекочевав с флайеров и зинов на обложку пластинки. При этом, спидкора как такового там не было, но зато раздельно имелись быстрый хардкор и метал новой генерации, которые при смешивании и породили спидкор.


1987-88.
К концу 87го года окончательно зафиксируется термин "трэш метал", появятся чёткие жанровые шаблоны и схемы, но термин death metal по отношению к подобным группам не исчезал на протяжении всего года. Так, в достаточно влиятельном британском зине  "Phoenix Militia", который делал Билл Стир из Napalm Death и Carcass, к дэт металу в 87ом году относили не только Assassin, но и японцев Casbah, про которых при этом было сказано, что звучат они как нечто среднее между SOD и Kreator. Ещё одно занимательное наблюдение: у этого зина подзаголовок "Thrash/death underground", а рассказывают там в основном про хардкор трэш и тот death metal, который сейчас считается просто трэш металом. Слово же "Thrash" в зине почти всегда пишется с большой буквы (как название стиля) и в основном относится только к хардкору, а "чистым трэшем" называют музыку Napalm Death. Участник Hellbastard в интервью перечисляет кучу любимых групп (вперемешку хардкор и новый "экстремальный" метал), после чего объединяет всё это под ярлыком "punk and metal Thrash".
К 88ому году мода на прежде новаторскую спидкор-стилистику пошла на спад (хотя порой и появлялись интересные группы типа Morbid Life Society) - ей на смену пришёл уже новый вид пограничного синтеза стилей: теперь панкующие металисты и металлизированные хардкорщики смешивали не трэш хардкор и спид метал, а просто хардкор и трэш метал в разных пропорциях. Предельные скорости спидкора практически исчезли или перешли в другие стили (см. приложение). Примерно в это время начал более активно использоваться термин "кроссовер" по отношению к пограничным стилям, хотя само выражение "punk/metal crossover" мелькало и в зинах за 85-86 гг. (видимо, по этой причине DRI и использовали это слово для названия своего альбома 87го года).
Однако при всём этом в метал-субкультуре вновь стали заметны снисходительные насмешки в адрес панков, имевшие место до затишья в середине 80ых. Теперь, когда трэш- и дэт метал стали полноценными стилями, необходимость в хардкорпанке у многих металистов снова исчезла. И если ранние трэш металисты чётко понимали свои корни, то многие трэшеры и дэтстеры конца 80ых уже не нуждались в  панк-влияниях. Им было достаточно самого трэш/блэк/дэт-метала и новоявленного грайндкора, ведь звучание таких групп было намного агрессивнее того хардкора, который когда-то повлиял на становление трэш метала. Это, конечно, не убило кроссовер – наоборот, его с каждым днём становилось всё больше в разных странах, но к середине 90ых интерес к жанру в целом пропал во всём мире.

Рекомендуемая литература: западные зины периода 1985-87 (Deathcore, Phoenix Militia и т.д.) и журналы тех лет.


Приложение: мой старый ликбез по "трэшу", который немного дополнит кроссовер-ликбез.

Сразу оговорюсь, что речь идёт исключительно о трэше как субжанре хардкора и трэше как об описании различных панк-стилей. С трэш металом не путать (о паре исключений будет указано отдельно). Практически всегда (за исключением некоторых видов кроссовера) трэш - это не просто быстрый хардкор, а скоростной.
1982-1984. Появление в США скоростного хардкора, он же трэш (то есть хардкор-молотиловка, грубо говоря). Из самых ранних групп подобного рода могу назвать DRI, No Thanks (по музыке тот же DRI, но с женским вокалом), Siege.
1984-1986. Появление в Швеции множества групп, которые были поклонниками ранних DRI и Gang Green, но при этом скрестили их с Discharge: Mob 47, Anti-Cimex и так далее. В те дни их агрессивную стилистику тоже называли трэшем, но это был уже немного другой подвид трэша, чисто шведский.
1985-88. Появление в Америке ещё одного трэша, когда трэш хардкор начали скрещивать с зарождающимся трэш металом. Те же Cryptic Slaughter и NYC Mayhem на ранней стадии видимо сами не понимали, что играют, поскольку обе группы начали с того, что в припанкованном режиме пытались ускорить ранних Slayer (сами Slayer пошли на этот шаг только в 86ом), а свой стиль в 85ом обозначали то как death metal hardcore, то как speedcore, то как hardcore thrash, то как deathcore. Постепенно этот "кроссовер" ещё больше разнообразился, когда в 86ом году DRI изменили стиль и синтез хардкора с трэшметалом стал ещё более популярным. Такое явление во второй половине 80х называли трэшкором (от "трэш метал + хардкор), но к самому концу 80ых этот ярлык был дополнен и даже заменён удобным контейнером "кроссовер", а "трэшкором" стали называть уже не "хардкор + трэшметал", а просто "молотящий хардкор" (не имеющий отношения к металу и кроссоверу), берущий начало от ранних DRI и который в 90ые был скрещён с условным powerviolence. Так называемый fastcore - одна из подобных мутаций.
1985-88. Одновременное появление скоростных хардкор-групп в разных странах Европы. Это явление в хардкор-среде называется евротрэшем (Heresy, Larm, G-Anx и т.д.).
1985-88. Одновременное появление гигантского количества хардкор-трэша в Японии. Там такой музыки было больше всего, пожалуй. SOB, Brain Death, ранние Nausea, Inzest, Outo, Semetary и так далее.
Всё это – трэш.:)

ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛА ПРОСЬБА ССЫЛАТЬСЯ НА ИСТОЧНИК, ИНАЧЕ ВАС ПОКАРАЕТ ЗЕВС.

1 комментарий: